Новая педагогика: запретить нельзя, использовать! (ученик & гаджет & учитель)

Добрый день, читатели блога «Про интерактив»!

Название сегодняшней статьи совпадает с названием секции конференции «Электронная образовательная среда» (Образование 3.0, октябрь 2013), которую вела Марина Ефимовна Вайндорф-Сысоева и на которой я выступала с докладом по теме использования личных устройств в учебном процессе. Хотела бы поделиться и с вами своими мыслями на этот счёт.

Obrazovanie_3_0

BYOD / BYOTBring Your Own Device / Bring Your Own Technology (англ. «Принеси своё устройство«) означает использование учащимися своих личных устройств для реализации учебных целей. Иногда используют термин «мобильное обучение«, меж тем, надо понимать, что в последнем случае не всегда используют именно персональные устройства учащихся, это могут быть устройства (чаще всего планшеты) образовательного учреждения. Также надо понимать, что слово «мобильный» подразумевает гаджет, и личный ноутбук или компьютер в эту категорию не входят, хотя тоже могут использоваться в обучении.

Тенденция к использованию личных устройств изначально появилась в сфере бизнеса: особенно это было актуально в периоды экономического спада, т.к. организация могла сэкономить не только на закупке и обслуживании оборудования, но иногда и на рабочем месте — ведь работать на личном ноутбуке или планшете можно и из дома. Сейчас много где используют мобильные устройства: и в инжиниринге, и в 3D-моделировании, и даже в медицине.

home_office

В последние годы наметилась «оттепель» в вопросе использования учащимися мобильных устройств в учёбе. Может, потому что пришло понимание, что заставить детей выключить мобильники невозможно, а может, ещё и потому, что глобальные IT-корпорации  (Google, Microsoft и пр.) предлагают всё больше решений для организации эффективной работы с использованием гаджетов и Интернета. И хотя всё ещё можно встретить запреты на использование мобильных устройств и требования сложить их «вон в ту коробку» до конца занятия, эту «лавину» уже не остановить.

Некоторые предпосылки появления этого тренда:

Рост популярности и доступность мобильных устройств

Фактически это наличие их у учащихся. По данным исследования «Мобильная Россия» (2013)  у 92% россиян есть мобильный телефон, у 55% — смартфон. Средняя стоимость смартфона в 2013 году составила чуть больше 10 000 рублей. По данным сетей «Связной» и «Евросеть» средняя стоимость планшета в 2013 году составила 12 500 рублей, а минимальная — 3 000 рублей. Всё чаще встречаются пользователи нескольких устройств.

Появление множества образовательных приложений

Это и электронные учебники, и интерактивные книги, и приложения для изучения иностранных языков, и образовательные игры и программы.

apps_edu

Развитие Интернета

Появление высокоскоростного мобильного интернета (4G) и портативных интернет-модемов, рост сети покрытия Wi-Fi (помимо кафе, транспорта, это и образовательные учреждения). Кроме того, стандартом сайтостроения сейчас является оптимизация для просмотра на экране смартфона или планшета.  Поэтому получить доступ к информации становится проще, и по данным исследований (та же «Мобильная Россия») всё больше людей для сёрфинга и общения в социальных сетях используют мобильный интернет.

Проблема «тяжёлого портфеля»

Необходимость носить с собой большое количество учебников и тетрадей отрицательно сказывается на осанке учащихся, поэтому один из вариантов решения этой проблемы — электронные учебники и пособия (как в планшетах, смартфонах, так и в электронных книгах).

Развитие BYOD в сферах труда и занятости

Необходимо сформировать навыки работы с информацией и изменить парадигму: «мобильное устройство — пожиратель времени» на «мобильное устройство повышает эффективность».

Какие возможности открывают мобильные устройства для педагогического процесса и какие угрозы таят?

Возможности:

  • доступ к информации в любое время и в любом месте;

Множество поисковых сервисов позволяют уточнить какие-либо данные в реальном времени.

Search

Это важно при выполнении общего проекта, домашнего задания и вообще с точки зрения формирования навыка поиска информации в сети. Google знаёт всё! Педагог в свою очередь может помочь объективно оценить представленные данные.

  • личностно-ориентированный подход;

Часто учитель ориентируется на «среднего ученика» или даже «слабого». Как оптимизировать процесс обучения, чтобы интересно и полезно было всем?

  • обучение в собственном темпе;

Это в частности важно для детей с особыми потребностями, надомников, тех, кто пропустил занятия по болезни, и вообще учащихся, которые отстают по уровню знаний от своих одноклассников. В этом случае особенно полезны могут быть обучающие видеоролики, которые можно посмотреть в удобное время. Также BYOD может стать одним из инструментов построения индивидуальной образовательной траектории.

  • оперативная обратная связь;

Например, через интерактивные системы тестирования и приложения для онлайн мозговых штурмов. Своевременный фидбэк позволит преподавателю вовремя скорректировать содержание и ход текущего урока или дальнейших занятий, а также добавит им темпа.

Voting

  • общение с учителем и другими учащимися;

Можно вести группу в социальных сетях для детей и их родителей (как было у меня), можно вести общую twitter-ленту класса или блог.

  • организация внеклассных занятий;

Например, экскурсии или выезд на природу, во время которых учащиеся могут собирать материалы для выполнения проекта: это и фото, и видео, и заметки.

  • участие в различных событиях: конференциях, вебинарах, в т.ч. в реальном времени и не покидая дома;
  • привлечение к обучению учащихся с особыми потребностями и ограничениями по здоровью;
  • рост престижа образовательных учреждений, которые активно внедряют концепцию BYOD.

Потенциальные угрозы:

  • необходимость наличия устройств у всех учащихся;

byod_classДа, у многих есть мобильное устройство и даже не одно. Меж тем, важно помнить о детях из малоимущих семей и предусмотреть вероятность того, что ученик может забыть свой гаджет дома. Далее, мобильное устройство может выйти из строя: из-за поломки или низкого заряда. Таким образом, в образовательном учреждении необходимо иметь некоторый парк устройств, который может включать в себя планшеты или ноутбуки (например, мобильную тележку), а также док станцию для подзарядки.

  • необходимость наличия стабильного беспроводного Интернета;

Во-первых, необходимо наличие Интернета в образовательном учреждении в принципе. По данным рейтинга «РИА‑Аналитика» (2013) лидером по проникновению Интернета является Москва, где сетью пользуются 71,9% жителей города. Далее в пятёрку  лидеров вошли Санкт‑Петербург (71,3%), Мурманская область (62,8%), Камчатский край (65,7%) и Республика Карелия (60,7%). Что касается образовательных учреждений, то по данным Федеральной службы государственной статистики на конец 2013 года их численность составляла:

  1. Дошкольные образовательные учреждения 43 200;
  2. Учреждения общего образования 44 700;
  3. Учреждения начального профессионального образования 1271;
  4. Учреждения среднего профессионального образования 2703;
  5. Учреждения высшего профессионального образования 969.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» практически все школы России (это пункт 2) были подключены к сети Интернет ещё в 2007 году. Пока остаётся открытым вопрос  о реальном качестве этого Интернета и наличии wi-fi.

Во-вторых, важно задать ограничения доступа к некоторым сайтам для устройств учащихся, а также обеспечить безопасность: настройку сетевых экранов и антивирусных программ. С другой стороны, использование Интернет открывает многообразие возможностей для хранения и передачи данных (облачные хранилища), коммуникации (социальные сети), использования разнообразных приложений и интерактивных систем опроса.

  • неустойчивость внимания учащихся;

Учащиеся легко и незаметно для учителя могут переключить внимание с учебной задачи на что-то постороннее. Чтобы снизить риски, необходимо чётко ставить задачу учащимся и ограничить время на её выполнение.

Timing

Вообще целеполагание в данном контексте имеет чрезвычайно важную роль: это определит мотивацию учащихся и качество итогового результата. Также не забываем о смене видов деятельности, в т.ч. о физкультминутках.

  • необходимость своевременного обновления парка устройств;
  • разнообразие операционных систем;

Часто приложения для одной платформы недоступны для другой, поэтому необходимо либо искать аналоги, либо использовать браузерные решения.

  • необходимость повышения квалификации учителей и разработка методики.

Вот такие мои наблюдения и соображения на тему BYOD. Буду рада продолжить обсуждение в комментариях.


Скачать презентацию к докладу можно по ссылке: Концепция использования собственных устройств (BYOD) в рамках образовательного процесса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *