Интерактивный винегрет | Директор школы — 08/2014

Приветствую читателей блога «Про интерактив»!

Интерактивный винегрет | Директор школа - 08/2014

Предлагаю вам ознакомиться с ещё одной моей публикацией, которая вышла в этом месяце в журнале «Директор школы». В прошлый раз я кратко коснулась темы важности программного обеспечения при внедрении интерактивных решений в образовательный процесс. Статья «Интерактивный винегрет» более детально отвечает на следующие вопросы:

  • Как повысить КПД использования интерактивного оборудования в школе?
  • Каким образом организовать эффективную совместную работу педагогических кадров по подготовке ЭОР для интерактивной доски?
  • Какие новые инструменты SMART Notebook повысят наглядность при обучении математике, а также выведут на новый уровень восприятия предметы естественно-научного цикла?
  • Какие программные средства позволят организовать мозговой штурм или опрос с помощью мобильных устройств учащихся?
  • Где найти обучающие ресурсы по работе со SMART Notebook и бесплатно скачать готовые ЭОР для работы с интерактивной доской?

С полным текстом статьи вы можете ознакомиться ниже.


Ни для кого не секрет, что с течением времени производителям все сложнее конкурировать на уровне материального производства. Интерактивные доски и столы, документ-камеры, системы опроса… все они, по сути, имеют схожий функционал и мало чем отличаются. В такой ситуации основным критерием выбора может стать удобное, понятное программное обеспечение, без которого оборудование представляет из себя лишь груду «железа».

Готовим винегрет

Говоря о ПО, сразу хочется упомянуть тот факт, что зачастую интерактивное оборудование используется неэффективно вследствие отсутствия навыка владения программными инструментами. В свое время я делала анализ представленного в сети Интернет контента для работы с интерактивной доской. В целом впечатления складывались скорее негативные. Чаще всего попадались рядовые презентации информационного характера. В лучшем случае подразумевалось использование цифровых чернил, ластика и «шторки». Подобного рода материалы не позволяют вовлечь учащихся в процесс активного обучения. Я участвую во многих мероприятиях для преподавателей и стараюсь донести до педагогов мысль, что интерактивная доска предназначена в первую очередь для детей, а уже потом для учителя.

От чего же зависит уровень и качество работы с интерактивным оборудованием? Для начала — от готовности учителя к переменам, от его отношения к новому и понимания того, что нынешние школьники по уровню владения техническими средствами сильно отличаются от своих предшественников. Так же как и уровень доступности информации сейчас гораздо выше: от ответа на поставленный вопрос нынешнее поколение отделяет всего пара кликов. Второй важный момент — уровень компьютерной грамотности преподавателя. Несомненно, при низком уровне владения ПК освоиться с интерактивной доской будет крайне сложно. В результате из-за незнания азов у человека складывается общее отрицательное отношение к новым технологиям, которые призваны облегчить работу, сделать ее более эффективной и избавить от рутины, а не дополнительно загрузить педагога, чтобы он часами бился над непонятной для него программой. И третий фактор — простота самого программного обеспечения и надежность поставляемого оборудования. Если первый фактор зависит от личности учителя и от уровня профессиональной среды, в которой он трудится, то остальные два легко поддаются воздействию. Уровень компьютерной грамотности можно поднять на курсах повышения квалификации, также зачастую и школьники готовы прийти на помощь своему любимому учителю. А простота и функциональность ПО полностью зависят от выбора образовательного учреждения.

Тенденция последних лет в школах — это «винегрет» из разного оборудования и ПО для работы с ним.

Часто закупки происходят как будто стихийно, без того, чтобы проанализировать имеющийся парк технических средств обучения, и тогда получается так: интерактивная доска одного производителя, документ-камера второго, система опроса третьего, и все они работают под своей программной оболочкой. Жаль времени активных педагогов, которые вынуждены один и тот же урок тиражировать для работы с разным оборудованием. Увы, логичный выбор многих — подготовить информационную презентацию во всем известном приложении MS PowerPoint и поставить воображаемую галочку напротив пункта «Активное использование ИКТ в процессе обучения». В этом случае учитель экономит свои усилия и время для решения других задач за счет неэффективного использования дорогостоящего интерактивного оборудования.

Заправляем…

В отношении комплексных интерактивных решений будущее за таким ПО, которое может использоваться на интерактивном оборудовании любого производителя, многофункционально и с ним легко научиться работать. В своей практике я сталкивалась с разнообразным оборудованием и программами для работы с ним и пришла к выводу, что на 100% этим критериям удовлетворяет продукт SMART Notebook, новейшая версия которого вышла в апреле этого года.

SMART Notebook 14

Данное ПО теперь доступно в свободной продаже и включает в себя бессрочную лицензию на SMART Notebook 14 для установки на четырех компьютерах, а также подписку Notebook Advantage, по которой предоставляются обновления и надстройки: математический виджет, система опроса для работы с мобильных устройств и инструменты для взаимодействия с 3D-объектами. Работает SMART Notebook 14 с любой интерактивной доской, панелью или проектором, между тем надо понимать, что такие функции, как, например, распознавание нескольких касаний и возможность работы с поверхностью пальцем, зависят только от драйверов самого устройства. Важно также и то, что есть версии SMART Notebook для различных операционных систем: Windows, Mac и Linux. Такая программа позволит все имеющееся многообразие интерактивных устройств объединить в единую информационно-технологическую среду. Учителя школы смогут сэкономить время при подготовке и в полной мере воспользоваться преимуществами такого оборудования. Кроме того, функционал SMART Notebook позволяет педагогам делиться своими разработками в рамках одной локальной сети школы и получить доступ к тематическим материалам одного из коллег в процессе подготовки урока. На мой взгляд, особенно высоким будет КПД при совместной работе учителей одного предметного цикла. Немаловажен и тот факт, что те информационные презентации, которые сейчас есть в копилке практически каждого педагога, можно импортировать в оболочку SMART Notebook, добавив к ним интерактивности.


Пробуем…

Более 40 миллионов учителей и учащихся по всему миру используют SMART Notebook для обучения, он был удостоен многих наград в области образования, например медали имени Яна Амоса Коменского. Это связано как с богатством программных инструментов, так и с тем, что с данным программным обеспечением легко работать. Как и в любой другой подобной программе, в арсенале SMART Notebook есть и ряд стандартных инструментов, и набор специфических функций.

Казалось бы, обычные перья для работы цифровыми чернилами. Между тем есть перья для развития творческих способностей учащихся — цветные мелки и краски. Можно сохранить рисунки и отправить родителям по электронной почте, приложить к электронному портфолио учащегося, распечатать и устроить выставку работ. При этом на интерактивной доске дети могут работать вместе, и рисунок будет уже результатом общих усилий. Также эти работы легко хранить и копировать в нужном количестве без потери качества.

SMART Notebook 14 | Перо Кисть

«Текстовое перо» — инструмент, который появился в последней версии SMART Notebook. Пером распознавания текста сейчас никого не удивишь — оно есть в любой программе для работы с интерактивной доской. Между тем в SMART Notebook 14 оно позволяет также вносить правки в печатный текст или цифровые заметки с помощью интуитивно понятных жестов.

SMART Notebook 14 | Текстовое перо

К базовым функциям SMART Notebook можно отнести и галерею ресурсов, в которой содержится более 6500 материалов, а также готовые шаблоны разнообразных упражнений. Последние постоянно вызывают одобрение со стороны педагогов, так как в разы сокращают время на подготовку к уроку. Кроме того, есть готовые темы оформления для занятий по разным предметам, а встроенный инструмент подготовки собственного стиля актуален в связи с тенденцией брендирования школ и наличия знаков отличия.

Преподавателям математических дисциплин особенно импонирует новый математический виджет. Многие из них уже используют интерактивные инструменты измерения и формулы, а теперь получили доступ к надстройке GeoGebra. Это интерактивная система координат, в которой можно разместить сразу несколько графиков по записанным от руки формулам, построить перпендикуляр, угол и выполнить другие математические действия. Можно заранее подготовить задание в этой оболочке или использовать уже готовые разработки. На данный момент насчитывается более 55000 доступных ресурсов.

SMART Notebook 14 | GeoGebra

Особое внимание на мероприятиях вызывает работа с 3D-объектами в SMART Notebook. Данная надстройка позволяет на уроке взаимодействовать с объектами, которые недоступны для изучения в окружающей действительности, также это полезно для развития координации движений и моторики. Учащиеся могут создавать свои собственные 3D-объекты в рамках проектной деятельности и работать с ними на интерактивной доске: вращать, увеличивать, приближать или удалять от зрителя, прятать в волшебные шляпы, прикреплять метки.

SMART Notebook 14 | Инструменты 3D

В SMART Notebook 14 реализована работа с мобильными устройствами. Система опроса SMART Response VE и надстройка XC Collaboration работают через браузер, подключение к ним происходит либо анонимно, либо персонализированно, а ответы можно отправлять на русском языке. Такие решения используют для проведения проверочных работ, анкетирования, подготовки к экзаменам, а также для организации мозговых штурмов. SMART Response также включает в себя журнал учителя, в котором доступны результаты опросов и шаблоны для предоставления отчетности.

Совет от «шефа»

Обычно я советую педагогам воспользоваться уже готовыми уроками для SMART Notebook. Русскоязычный портал SMART Exchange располагает множеством бесплатных материалов. На официальном канале SMART доступны простые короткие видеоуроки по работе в программе SMART Notebook.

Кроме того, команда образовательных консультантов SMART активно занимается просвещением педагогов: это и мастер-классы, и вебинары, и курсы обучения по установленным программам. Во многих регионах нашей страны есть сертифицированные тренеры и учебные центры, которые помогают всем желающим научиться эффективно использовать интерактивные решения SMART в образовательном процессе.


Скачать статью в формате PDF можно по ссылке: Интерактивный винегрет | Директор школы — 08/2014

С удовольствием отвечу на ваши вопросы и приму участие в дальнейшем обсуждении по теме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *