Обучающая многопользовательская среда
В обыденной жизни вокруг нас множество интерактивных устройств — смартфонов, планшетов, терминалов, ноутбуков. Неизбежно это затрагивает все сферы жизнедеятельности людей, в т.ч. и образовательный процесс. ИКТ применяется в обучении достаточно давно, и мало кого можно удивить интерактивной доской в учебном классе. Одно из направлений развития тач-технологий — увеличение количества пользователей, совместно работающих на одной интерактивной поверхности, и поэтому в первой статье я предлагаю поговорить об интерактивном столе.
Что это за устройство, для чего оно нужно в классе и как с ним эффективно работать?
Интерактивный стол – это устройство для совместной работы нескольких учащихся на горизонтальной интерактивной поверхности. Основная категория учащихся — возраст 4-11 лет, а также дети с особыми образовательными потребностями. Первое подобное устройство появилось в 2008 году.
Для справки:
Компания SMART Technologies анонсировала выпуск первого в мире интерактивного стола для дошкольного и младшего школьного образования в октябре 2008 года. В январе 2013 года компания представила новую модель интерактивного стола SMART – ST442i.
Предлагаю рассмотреть SMART Table ST442i в качестве примера.
Аппаратная часть: физические параметры и технические характеристики
Интерактивный стол SMART имеет форму вытянутого прямоугольника с закруглёнными углами. Это важно при работе с дошкольниками и младшими школьниками, ведь в этом возрасте дети очень подвижны, и если кто-то из них случайно ударится, пробегая мимо или бурно обсуждая задание с соседом, обойдётся без царапин и сильных ушибов.
Диагональ SMART Table — 42 дюйма (106,7 см), поэтому вокруг него могут разместиться несколько человек, а узкий пьедестал позволяет подсесть на детских стульчиках. Интерактивный стол SMART весит 60 кг и достаточно устойчив, чтобы на него можно было облокотиться или упереться руками и повиснуть. Опционально есть возможность приобрести колёса с блокировкой: ширина стола (72,9 см) позволяет провезти его через стандартный дверной проём.
Видеокамеры по периметру ST442i фиксируют 40 одновременных касаний, а учащиеся могут управлять объектами на поверхности с помощью пальцев и использовать часто уже привычные для них мультитач жесты (такие как, увеличение/уменьшение и вращение).
Качество изображения высокое — картинка яркая и красочная, — и мало зависит от условий освещённости, т.к. поверхность стола матовая. Максимальная яркость 500 кд/м², при помощи панели настройки её можно снизить до комфортного показателя (СанПин рекомендует не более 200 кд/м²), а также изменить контрастность и цветовой профиль. Блики на матовой поверхности минимальны, и как результат, снижается нагрузка на зрение. Кроме того, менее заметны неизбежные загрязнения от пальцев (которые после работы можно устранить салфетками для очистки LCD мониторов).
Хороший звук обеспечивают 6 встроенных стереодинамиков. Если часть детей занята другими видами учебной деятельности, учащиеся, работающие у интерактивного стола, могут подключить наушники к 4м имеющимся разъёмам.
Программная часть: интерфейс и ПО
При включении SMART Table автоматически запускается программа SMART Table Activities. В этом приложении есть два режима работы: ученический и учительский. Также из этого приложения можно перейти в режим системного администратора.
Ученический режим позволяет учащимся работать над заданием, завершать выполнение задания, переходить к следующему заданию, т.е. работать в рамках заданной учебной ситуации.
Для перехода в учительский режим необходимо подключить к ST442i USB-накопитель к одному из 4х USB-портов. В этом режиме появляются следующие элементы управления: «Количество учащихся», «Калибровать», «О SMART Table», «Пакеты занятий», «Громкость» и «Параметры». Подробнее возможности работы в учительском режиме я рассмотрю в одной из последующих статей. Из этого режима можно перейти в режим системного администратора, щёлкнув на крестик в углу стола.
В режиме системного администратора мы попадаем на Рабочий стол Windows 7. Внутри корпуса стола находится компьютер, на который можно установить обновлённое программное обеспечение, антивирус или дополнительные учебные приложения, а также настроить подключение к сети Wi-Fi и программное обеспечение для наблюдения за работой учащихся в реальном времени SMART Sync.
Для организации работы учащихся с интерактивным столом педагог может воспользоваться предустановленным пакетом заданий, а также через интерфейс SMART Table Activities скачать и установить дополнительные задания с сайта
Для справки:
SMART Exchange — это сайт-сообщество учителей, которые делятся своим опытом и секретами работы в интерактивной SMART-среде со своими коллегами. Это могут быть уроки, подготовленные в SMART Notebook, коллекции изображений, 3D-объекты, готовые списки вопросов для SMART Response, а также готовые пакеты заданий для работы с интерактивным столом SMART Table.
Также педагог может самостоятельно подготовить задания для интерактивного стола с помощью программы SMART Table Toolkit. Это очень полезное приложение и отличная возможность для реализации дифференцированного обучения, т.к. помимо того, что стандарты образования отличаются (как для разных ступеней образования, так и локально), ещё и уровень знаний и развития навыков у учащихся не одинаков (опять-таки не забываем об учащихся с особыми образовательными потребностями!).
В следующих статьях я более подробно рассмотрю работу с интерактивым столом SMART и отвечу на вопросы: зачем он нужен в классе и как его эффективно использовать.